Производители автомобилей не готовы

Производители автомобилей не готовы«В ближайшие 5–10 лет автоиндустрию ждёт больше перемен, чем за последние полвека», — говорила в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава General Motors Мэри Барра. И неспроста: за последнее время из-за неполадок свои автомобили массово отзывали большинство крупных производителей. Чем дальше, тем меньше индустрия выглядит готовой к будущему: речь идёт не только о технологических, но и экологических вызовах. Этот год стал первым, когда развитый мир перестал лишь говорить об изменении климата и начал принимать меры: на ограничение вредных выбросов идёт даже Китай. Между тем, обход регуляций с помощью так называемого defeat device — системы, которая при определённых условиях блокирует контроль выброса вредных веществ или временно сдерживает его, — давно стал общим местом в автоиндустрии:

В 1995 году General Motors выплатила штрафов на $11 млн из-за некоторых моделей Cadillac с установленным defeat device.

В 1998 году Ford оштрафовали на $7,8 млн за то, что минивэны Econoline снижали вредные выбросы на время тестирования.

В том же году Honda выплатила $17,1 млн за намеренное отключение системы, которая предупреждала о превышении норматива выбросов.

Наконец, в 1998 году $83,4 млн взыскали с Caterpillar, Volvo, Renault и других производителей. Это крупнейший на сегодня штраф, связанный с defeat device.

Что нужно знать

о Volkswagen

Volkswagen принадлежат бренды Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Škoda и другие.

Более 50% голосующих акций Volkswagen владеет род Порше, 20% — правительство Нижней Саксонии, 17% — государственный фонд Катара.

По итогам первой половины 2015 года концерн стал крупнейшим автопроизводителем в мире, обойдя Toyota.

Сейчас Компанию ОДОЛЕВАЮТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СКЛОКИ , а в апреле её покинул председатель совета директоров Фердинанд Пиех, в своё время вытащивший Volkswagen из долгов.

Volkswagen тратит на R&D больше всех в мире — порядка $17 млрд в год.

Скандал с Volkswagen выглядит неожиданным только со стороны — к нему всё давно шло, просто разбирательства ещё ни разу не достигали такого масштаба. Именно поэтому страдает репутация и падает цена акций нескольких компаний, а не одной Volkswagen. Именно поэтому дело не ограничится уходом главы концерна — его покинут ещё несколько топ-менеджеров. Именно поэтому дело выходит не только на корпоративный, но и государственный уровень: скандал бьёт по бренду и экономике Германии, а значит, по всей Европе (и косвенно по России, для которой Евросоюз — ключевой торговый партнёр). Именно поэтому власти США настаивают, что будут судить не только корпорацию, но и конкретных управленцев, добиваясь их уголовного преследования. И именно поэтому Volkswagen шла на такие риски: если никто всерьёз не попадался раньше, то с чего вдруг это должно было произойти сейчас, думали они.

Всему виной — стремление во что бы то ни стало быть первыми, и Volkswagen — далеко не первая жертва этой гонки. Ранее пострадали и General Motors, и Toyota, но они откупались сравнительно дёшево: за дефекты производства первую оштрафовали в этом году на $0,9 млрд, вторую в 2014 году — на $1,2 млрд. В случае же с Volkswagen речь идёт о цифрах другого порядка. Концерн уже потерял из-за скандала $29 млрд — почти треть капитализации. Кроме того, ему грозят штрафы общей суммой до $18 млрд: их, скорее всего, сильно собьют, но итоговая цифра всё равно окажется рекордной — особенно если учесть, что, помимо исков от властей США, ожидаются гражданские иски и иски других стран. Ещё Volkswagen потратит более $7 млрд на отзыв автомобилей и приведение их к нормативам, что не всегда выполняют качественно — и за чем теперь будут пристально следить. Иначе говоря, автомобильная индустрия переживает свой инцидент Deepwater Horizon, и в каком состоянии она из него выйдет, пока не ясно.